пятница, 6 марта 2015 г.

Памятная дата. 27 января мы отмечали памятную для всей страны и, особенно для Санкт-Петербурга, дату – День полного снятия блокады. Традиционно в эти дни в образовательных учреждениях проходят уроки мужества, литературно-исторические вечера. Как рассказать современным детям о тех днях? Найти слова, чтобы поняли, чтобы отозвалось сердце? 
К 9 мая учитель литературы Панченко И.Г.  провела урок литературы в 8-х классах, посвященный жизни и творчеству О. Берггольц. Начала свой рассказ с исторических фактов о блокаде Ленинграда,  о детях блокадного Ленинграда, а потом перешла к творчеству Ольги Берггольц. 
22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали    границы Советского Союза. План ведения кампании против СССР получил название «Барбаросса». Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. Наступление на CCCР осуществлялось по трем основным направлениям: группа «Север» - на Ленинград, группа армий «Центр» - на Москву, группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город с целью стереть его с лица земли.
Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха. 8 сентября 1941 г. немецкие, финские и испанские армии отрезали город от суши, прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей. Началась блокада, которая продлилась 871 день.
В осажденном городе повседневные дела становились подвигом. Во время блокады страдали и мучились все. Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр. Работала Публичная библиотека. Работали школы. Из черных «тарелок»  радио звучали патриотические песни, летели в эфир призывы, обращения. Активная пропаганда дикторов оправдала себя. Город не поддался панике. Народ верил в то, что фашисты будут с позором отброшены от стен Ленинграда. Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться. В блокадном Ленинграде  она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: знаменитый «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму», «Письма на Каму», « Разговор с соседкой», поэмы «Памяти защитников», «Твой путь», сборники «Ленинградская тетрадь», «Ленинград».
Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее называли и называют «музой блокадного города», «Мадонной блокады» и просто «нашей Олей»... Ее трагический голос обрел силу в осажденном Ленинграде. «Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом», - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.
Учащиеся читали стихи Ольги Берггольц, зачитывали отрывки из допросов и приговора суда над поэтессой, что позволило более достоверно ощутить тяжёлую атмосферу тех лет. Вниманию учащихся были представлены и презентация «Муза блокадного Ленинграда», а также материалы  гравюры с видами блокадного Ленинграда.  Будем надеяться, что память о подвиге народа останется в их сердцах.
Учитель литературы  МБОУ гимназии № 92 Панченко И.Г. 

1 комментарий:

  1. На сегодняшний день дети мало что знают о Блокадном Ленинграде,
    но Ирина Геннадиевна помагает ученикам узнать о нём побольше

    ОтветитьУдалить