пятница, 29 января 2016 г.

Тяжелое детство. 
Родилась Надежда Ивановна Муравская (Петренко) в октябре 1925г.в Харьковской области поселок Осьмаки, в  крестьянской семье. Мама  умерла когда Надежде было три года. Отец работал с утра до вечера в колхозе. За маленькой Надей присматривала сестра. То  было тяжелое и голодное время. Получить среднее образование не удалось. С пяти лет Надя пасла гусей у чужих людей, став старше, пошла работать в колхоз.

В 1941 году 22 июня началась Великая Отечественная Война. С начало войны отца Нади  взяли на фронт и вскоре он погиб.
Из воспоминаний моей прабабушки Надежды Ивановны:
«Когда началась война, мне было 16 лет, я очень хорошо помню как появились немцы в нашей деревне. Ехали на мотоциклах и машинах, расстреливали всякую живность, попадавшуюся на деревенской улице.  Была осень. Людей заставляли собирать урожай: косить рожь, копать картошку. Затем жителей заставили рыть землянки, а ночью деревню подожгли. Через некоторое время всех отвезли на станцию.  Нас посадили в товарный вагон, закрутили проволокой дверь и строго наказали сидеть и не высовывать нос.
Нас привезли в Германию,  вывели,  построили в колонну по пять  человек и погнали хуже собак. Мы дрожали от холода - теплую одежду у нас отняли.
Лагерь был обнесен высокой высокой  кирпичной стеной. Поверху были натянуты провода с током.  Мои ноги стали синего цвета. Ведь всю дорогу я шла без обуви. Ноги просто «отмерзли». Мне дали деревянные колодки.
Сколько мы видели смертей, ужаса. От  криков становилось жутко. Крематорий – страшное зрелище. Вонь, гарь. Трудно представить, сколько в день сжигали людей. Нас заставляли работать по 12 часов без перерыва. За малейшее неповиновение избивали. У детей часто брали кровь. Крови брали много, и часто дети просто умирали.
Мы жили в бараках. Поздно вечером приносили 100гр. черствого, заплесневелого хлеба и по литру несоленого крапивного борща.
Я верила, что обязательно останусь в живых и вернусь на Родину. Наши войска освободили нас в мае 1945г. Чудным образом я осталось жива».
Моя прабабушка имеет награды к 60 и 65-летию Великой Отечественной Войны.

Русов  Илья   1класс «Олимп»
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий