вторник, 14 февраля 2017 г.

Информация МБОУ гимназии № 92 о  реализации социально-значимого проекта «Уроки  патриотического воспитания школьников»
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
МБОУ гимназии № 92 много лет реализует социально-значимый проект «Уроки  патриотического воспитания школьников». Цель проектной работы: воспитывать в гимназистах любовь к своей Родине, интерес к её историческому прошлому, формировать у гимназистов  такие понятия, как долг, честь, гражданская нравственность. задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства. Гражданственность как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и социальных запросов современного общества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества.
Формы и методы проведения мероприятий социально-значимого проекта «Уроки  патриотического воспитания школьников»  учителями по патриотическому воспитанию детей: информационные часы, тематические воспитательные часы, беседы, лекции, Оформление информационных стендов, освещающих важные события и памятные даты нашей страны, использование мемориальных досок,  видео-лектории, кинолектории, тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Независимости,  краеведческая и поисковая работа, создание музейной комнаты, экскурсии по историческим и памятным местам, походы по местам боевой славы, встречи, круглые столы, пресс-конференции с ветеранами войны и труда, шефство над ветеранами войны и труда, благотворительные акции, тематические вечера, направленные на изучение национальной символики и геральдики, уроки мужества, «Вахта Памяти», военно-спортивные игры, литературно-музыкальные композиции, смотры-конкурсы патриотической песни, художественной самодеятельности, КВН, фестивали военной песни, исторические, военные викторины, посещение воинских частей, создание обучающимися видеороликов, мультимедийных презентаций, сбор информации о ветеранах ВОВ.
 Основные направления социально-значимого проекта «Уроки  патриотического воспитания школьников»:
1. Совместное социальное партнерство  с общественными ветеранскими организациями города Краснодар, воинскими частями (воинская часть № 51532   п.Молькино Горяче-Ключевского района.Совместная работа с  Бригадой спец.назначения  ГРУ; воинская часть  Института береговой  охраны ФСБ РФ  г. Анапа;   воинская часть 3692 в Краснодаре и  Краснодарских летчиков 6-й отдельной авиационной эскадрильи специального назначения Внутренних войск МВД России).
2. Проводят   экскурсии  по памятным местам «Город, опалённый войной»:  тимуровцы вторых  классов  «Леда» и «Галлея»  были на экскурсии по памятным местам Краснодара. Возложили цветы к памятнику жертвам  душегубок, Вечному огню, памятнику Неизвестного солдата. Почтили память героев Краснодара: братьев Игнатовых, Бершанской,  Головатого. Слушали  трогательную  речь экскурсовода  о подвигах  героев войны, о событиях, которые происходили в те страшные дни. Наблюдали смену почетного караула у Вечного огня. Экскурсии такого рода оставляют яркий след в сердцах детей. 12 февраля 2016г. ребята из 2 класса «Ариадна» вместе с классным руководителем Козловой Р.В. совершили поездку к памятникам героям ВОВ, проявивших в борьбе с фашизмом отвагу, воинскую доблесть, мужество. Тяжелые жертвы на алтарь Победы в ВОВ принесли Краснодарцы, поэтому так много в нашем городе знаков памяти, посвященных "Великим тем годам". Памятные знаки установлены защитникам и освободителям города, павшим на полях сражений, Героям Советского Союза, подпольщикам, мирным жителям. Путь к победе был тяжелым и продолжался почти пять лет! На мраморных плитах у Вечного Огня выбиты фамилии героев, которые получили это звание за оборону Краснодара. У мемориала зажжен Вечный огонь. На Посту № 1 несут почетный караул старшеклассники, одетые в военную форму. Здесь у вечного огня всегда стоят живые цветы, которые лучше всяких слов говорят об уважении и благодарности к воинам, защищавшим наш город. Мы тоже возложим цветы! Любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к своему дому, к городу, в котором он живет, с уважительного отношения к людям, которые его окружают. Желание и умение восхищаться ими порождает гордость, знание истории и славы питает чувство преданности, воспитывает патриотизм, формирует гражданскую позицию.
3. Организуют проведение уроков – мужества. Такие встречи позволяют  воспитывать патриотов и развивать положительные качества человека.
4. Значительное место в процессе формирования в подростках качеств  гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Преподавание педагогом – ОБЖ Роговой С.Б. осуществляется с позиции деятельностного подхода, который реализуется через  педагогические технологии: проектную; информационную; игровую (деловые и ролевые игры). Кроме обычных реферативных работ, сообщений учащиеся выполняют проекты в виде сайта  с  применением  компьютерных технологий. Выбранная форма – сайт – дает возможность обучающемуся не только пополнить свой багаж знаний, расширить кругозор, развивать свои практические умения,  но и  позволяет воспользоваться ими другим людям, быть им полезным. Предлагаемая тематика таких работ носит и воспитательный характер. В воспитательных, мотивационных целях используются видеоролики о воинской доблести, героизме и повседневной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации  наших соотечественников, а также об участии наших ребят в пятидневных военно-полевых сборах, школьных и городских мероприятиях гражданско-патриотической направленности. Патриотами не рождаются – ими становятся. Поэтому проводятся спортивные соревнования под девизом «К защите Родины готов!». Ребята демонстрируют свои умения и навыки в сборке и разборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки.
5. Конкурс чтецов, посвященный памяти ВОВ  среди 5 классов, проводит  учитель  русского и литературы  Маручана Спартаковна Воронина, в жури   были приглашаются: Максимов Николай  Фёдорович – поэт, член Союза писателей России, член Организации ветеранов-блокадников; Юньков Анатолий Алексеевич – юный  партизан-Ленинградец, начавший  свой ратный путь в возрасте 14 лет, прошедший  дорогами войны всю Европу,  а затем воевавший  с японскими войсками за Сахалин и Курилы.
6.В гимназии № 92 месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы начался с библиотечных уроков «За Веру, Кубань и Отечество».В начальной школе уроки были посвящены юным героям большой войны, их  мужеству и патриотизму. Библиотекарь гимназии рассказала, как они  мужественно сражались в партизанских отрядах рядом со старшими отцами и братьями, показала тематическую презентацию.
7.Проводится  конкурс рисунков и плакатов на темы «Мир глазами детей», «Миру - мир», «Нам не нужна война», в котором ребята принимают активное участие.
8. Одна из форм работы - поисковая. В МБОУ  гимназии № 92 проведен конкурс газет, посвященных Дню Победы и поисковой работе «Мой дедушка-ветеран». Победил 3 класс «Амальтея»  руководителя тимуровцев Чекуновой Виктории Алексеевны.
Гимназия содействует приобретению гимназистами навыков общественной активности и социального проектирования, развитие диалога, совершение добрых поступков и взаимопонимания между участниками  процесса - учениками и ветеранами ВОВ.Участниками социального  проекта «Детские сердца- ветеранам»  являются ветераны ЦВО г. Краснодара, Дома офицеров, Морского  собрания, участниками  локальных войн. Тимуровцы ведут поисковую работу в течение многих  по теме «Забытый памятник» во время экспедиции по местам боевой славы, посвященных Победе в ВОВ.
 Принимаем участие в  краевом Жуковском движении. В рамках реализации проекта «Детские сердца - ветеранам» тимуровцы любят встречаться  с ветеранами Великой Отечественной войны. Эти встречи всегда проходят искренне, на эмоциях, и ребята к ним готовятся с душой. Гимназисты не только слушают воспоминания о грозных временах, но и организуют благотворительную акцию «Подарок - ветерану». Такие встречи проходят ежемесячно, потому что уделяется большое внимание патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, так как в каждом  ребенке необходимо воспитывать интеллектуальную, творческую и духовно богатую личность, Патриота своей страны. Тимуровская деятельность: оказании помощи пожилым гражданам. Тимуровцы посещают своих  подшефных ветеранов на дому - помогают по дому и общаются.
9.Ежегодно в  феврале  проводится  акция  «Чтобы помнили….», в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященной   освобождения Кубани  и города Краснодара от  немецко – фашистких захватчиков. В холле гимназии   тимуровцы  встречали наших гостей и провожали  25 ветеранов по классам. В 12.05  проводится  единый урок – мужества  с  1-11 классы с ветеранами ВОВ, блокадниками  Ленинграда, войнами – интернационалистами.  Классные коллективы поздравляют  гостей  цветами и подарками. Концерт в актовом зале для ветеранов, подготовленный руководителем риторики Чириковой Е.А., на котором выступают «Театр на Пионерской» (руководитель Емельянова Г.В.)  и  ансамбль «Феникс» (руководитель  Кокшарова С.Б.)   а затем  - круглый стол и чаепитие  ветеранов  с тимуровцами гимназии № 92. Гости вручают гимназии свои книги, благодарственные письма, расписываются  в Дневнике добрых дел. 
10. В МБОУ гимназии № 92  есть в холле 1 этажа   мемориальная доска, в память о выпускниках, ушедших на фронт из школы № 46, на месте которой сейчас гимназия № 92. На  мемориальной доске написано « Слава героям,   павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. Воспитанники школы № 46» и фамилии старшеклассников. Директор нашей гимназии Алла Антоновна Рагозина когда–то была ученицей школы №46, в здании которой сейчас находится гимназия. Она уделяет большое значение патриотическому воспитанию детей. В холле висит мемориальная доска с именами ребят, закончивших, школу в грозном 41 – м, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи. Все они погибли, защищая Родину. Вернуть память, собрав сведения о погибших – такую задачу поставила перед гимназистами Алла Антоновна. Работа  тимуровцев ведется планомерно, потому, что нынешнее поколение о Великой Отечественной войне знает мало. Но с каким интересом откликнулись на призыв директора наши дети! Они выяснили, что Гуджиев Л.А., родившийся в 1924 году в Краснодаре, рядовой, похоронен в Литве, Дериземля В.Я. 1924 года рождения, рядовой, пропал без вести в 1942 году, Марченко Д.В. 1924 года рождения, младший сержант, погиб в 1943 году, похоронен в станице Крымской. Преображенский М.К. 1923 года рождения, старший сержант, погиб в бою в мае 1944 года, похоронен в Крыму., Братья Резец… О двух из них, Николае и Степане известно, что оба пропали без вести в 1943 году и оба были рядовыми. А вот что случилось с третьим братом Александром, не знает никто. Также как и о Маслиеве Николае, о Лебедеве Владимире, Дробязко Борисе. Педько Е.Я. 1925 года рождения, рядовой, пропал без вести в 1943 году. Тимуровцы нашли его и теперь  Педько Евгений до сих пор поддерживает связь с гимназистами.
Организация  посещения ветеранов ВОВ в госпитале для ветеранов войны.
11.Тимуровцы 3 класса гимназии № 92 вместе с родителями  регулярно посещают  мемориальный комплекс «Жертвам фашизма» на улице Воронежской, где проводят митинги «Памяти павшим на Кубани».Школьники вспоминают трагические события тех лет, возлагают цветы к памятнику, почтив память героев минутой молчания.
12. Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое  воспитание. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с учащимся выступлении или снятом фильме. Проведение  «мини-исследований», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы, или прошлого дома и судеб его жителей, и т.д.
Вся история нашей страны от начала и до наших дней, является историей защиты воинами России своего Отечества. Огромное значение для патриотического воспитания школьников имеет изучение героических традиций, боевых подвигов своего народа. Делаем мы  это на конкретных примерах, на том историческом материале, который хранят в себе памятники истории и культуры. Большую помощь в этом оказывают поездки по местам боевой славы, экскурсии в музеи военно-патриотической направленности. Их экспозиции  не только вызывают живой  интерес у детей, но и воспитывают в них чувства гордости за свой народ, свою принадлежность к великой Родине.
Проводим  экскурсии по памятным местам города « Город, опаленный войной». Ребята посещают  мемориал в Чистяковской роще, внимательно слушают повествование экскурсовода о непокоренных жителях нашего города, возлагают цветы в память о  погибших в душегубках. У Вечного огня наблюдают  смену караула, чтят память погибших воинов минутой молчания,  вспоминают о героях  войны своей семьи.
13.Ученики гимназии № 92 посещают музей «Боевой славы Воздушно-десантных войск», который расположен в школе № 6. Руководитель музея – О.С.Шахметов рассказывают ребятам об истории создания школьного музея.
14.В 10 классах проводится учителем истории Акулич Н.Е. викторина « Победа Советского народа  в Великой отечественной войне» Цель: воспитание гражданской позиции, развитие чувства патриотизма. Задачи: воспитывать чувство гордости за великий подвиг своего народа, своей страны; развивать интеллектуальные способности детей и подростков посредством изучения истории Великой Отечественной войны. Есть память, которой не будет конца, поэтому каждый год мы вспоминаем о тех великих годах.
15.Тимуровцы 7 класса «Мицар», 8 класса «Селена»  и 10 класса «Ригель» провели общегимназическую акцию  «Огненный десант» на мемориале «Огненный десант» в г. Майкопе.   Руководители тимуровцев Дубровина Валентина Антоновна, Кеда Светлана Борисовна, Рогова Светлана Биктимировна и Алексеева Татьяна Юрьевна организовали и провели с  митинг, возложение цветов, отпуск шаров памяти. Участники митинга – тимуровцы 8 класса «Селена»:   Пономарева Даша, Загоруйко Илья, Шопов Олег, Вецкий Сергей, Шеремет Валерий,  и 7 класса «Мицар»: Зиньковский Артем и  Дисский Николай. Дети узнали о  Майкопском десанте,  – одной из ярких страниц битвы за Кавказ. Тимуровцы гимназии вспомнили о тех, кто «встал в рост под пули…», кто горел, но выполнил задание, кто месяц скитался по окрестным лесам, отбиваясь от немецких солдат. Вечная слава героям. Наш митинг снимало Национальное ТВ Адыгеи. Провели Урок Мужества в Национальном музее Адыгеи г. Майкоп.   Мы узнали о многих страницах истории г. Майкоп и его оккупации. 
16.Операция «Рассвет» и  акцию «Письмо герою».  Тимуровцы вместе с классными руководителями и со своими родителями подготовили, разработали и провели операцию «Рассвет». Это важный день – 12 февраля – день освобождения нашего  родного города Краснодара от немецко – фашистских захватчиков. Именно об этом сообщали в своих листовках дети,  призывали краснодарцев вспомнить о том, как тяжело завоёвывалась свобода и победа, и не забывать тех, кто  в 1943 году ценой своей жизни подарил сейчас  нам чистое и мирное небо над головой. Склоняем голову   перед памятью  о подвигах наших прадедов!!! Ребята развешивали листовки у своих домов, подъездов, у ближайших магазинов и на остановках общественного транспорта.
17. Ежегодно тимуровцы проводят благотворительную акции «Солдаты России», «Детские сердца - ветеранам».
К принципам патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности  мы относим направленность воспитания на:
- укрепление единства и целостности Российской Федерации;
- учет в воспитании особенностей различных возрастных категорий
- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и обще­человеческого;
- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, готовности защитить Родину.
Патриотическое воспитание  должно  вестись систематически, комплексно на всех уроках и внеклассных занятиях, через интеграцию предметов.
Взаимодействие школы с социальными партнёрами (внешкольный модуль) оказывает большое значение в осуществлении патриотического воспитания, реализации принципов систематичности, непрерывности, личностно-ориентированного подхода и удовлетворения индивидуальных запросов, интересов, склонностей.
Результаты ВПР:
- повышение  уровня  развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса;
Методы исследования:
-изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью школьников, беседы, анкетирование.
Данная работа проводится в рамках Программы патриотического воспитания школьников МБОУ гимназии № 92, которая в свою очередь базируется на нормативных документах:
К наиболее важным результатам, проведённой работы, можно отнести следующие: - наблюдается интерес к делам патриотической направленности, растет активность обучающихся в организации и проведении патриотических мероприятий, общественно-полезных дел. - наблюдается рост педагогического мастерства педагогов в вопросах воспитания гражданина и патриота; - обучающиеся гимназии принимают участие в научно-исследовательских работах, конкурсах и соревнованиях разных уровней патриотической направленности. Выпустили в 2016г. книгу «Тимуровцы МБОУ гимназии № 92» в ООО «ОИПЦ «Перспективы образования», директор  гимназии Рагозина Алла Антоновна и руководитель тимуровцев, зам. директора по воспитательной работе Кеда Светлана Борисовна за многолетнее сотрудничество с ветеранами ВОВ награждены памятными знаками «Маршал Г.К. Жуков-Защитник России» за выдающийся вклад в воспитание современного поколения в духе преданности России и грамотами от Совета ветеранов Центрального округа и Краевого комитета Памяти Маршала Г.К. Жукова за активную работу  по патриотическому воспитанию молодежи в Юбилейном году в Великой Отечественной войне.
 Стали победителями окружного конкурса «Песня в солдатской шинели» 09.02.2017; победителями городской интеллектуальной викторины знатоков истории России «Российские имена в мировой цивилизации от А до Я» 07.02.2017г.)
Таким образом, учитель, используя данные методы работы с подростками, формирует научное и патриотическое мировоззрение, патриотические убеждения, установки, позиции и ценностные ориентации, способствует усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.
В результате реализации социально-значимого проекта «Уроки  патриотического воспитания школьников» из гимназии выходит выпускник, готовый к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению; с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, с достоинством; повышается интерес учащихся к военной истории Отечества, формируется противодействие попыткам фальсификаций событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; сохранение и развитие  чувства гордости за свою страну
Руководитель тимуровцев, зам.директора по ВР  МБОУ гимназии № 92 Кеда С.Б.