четверг, 28 января 2016 г.

Память.
Заработай и продай?! Почем нынче память, ветеран? У победителей раны заживают? Особенности национальной торговли. О доблести. О почестях. О славе. Бытует мнение:  Память – бесценна. Иван Валерьевич Одинцов и Андрей Гавря с легкостью  опровергли эту мысль, доказав, что память имеет не только цену, но и спрос.
Полдень. На центральном рынке города, проще говоря «Вишняках» - не протолкнуться. Любой каприз: носки, парфюмерия, одежда - продавцы громко сообщают о своем товаре и о желании продать его. Из всей этой яркой массы выделяется дедушка, одетый в серый потрепанный пиджак, на котором висит около 5 медалей. Он понуро сидит и шевелит губами, изредка посматривая на покупателей, которые подходят и с интересом рассматривают его «чудо-товар».
- Дедуль, почем вот эта медалька с надписью?
-  Эта (вздыхает) 2000  рублей.
- Дед, да ты с ума сошел я за это «барахло» больше «косаря» не отдам!
-  Дешевле не отдам – это Орден Отечественной Войны - от отца остался, а не нравится -  ищи другую точку.
***
Из воспоминаний Екатерины Федоровны Максимовой, ветерана Великой Отечественной войны:
«Мне было 16 лет. Остались вдвоем с сестрой. Я работала телефонисткой на станции, которая находилась в двух километрах от дома; нам приходилось работать, ведь трудящимся выдавали по 200 граммов хлеба. Конечно, этого не хватало, но мы нашли выход - собирали траву: лебеду, крапиву, которая росла на городских кладбищах. Также, нас спасал и столярный клей, из которого мы варили студень. Было ли тогда нам страшно? Нет, страха мы тогда не чувствовали. Человек ко всему привыкает, даже к нечеловеческим условиям блокады. Беспощадный голод, порой толкал горожан на такие поступки, о которых они даже подумать не могли в обычной жизни. Сосед на глазах моей младшей сестры ел человека, не обращая на нее никакого внимания… После всех мук мне вручили Орден Отечественной Войны II степени. (говорит шепотом) Я его заслужила!»
- Ладно, а эта «серебряшка», хочешь сказать, она больше тысячи стоит?
- это орден «Красной Звезды» он - 750, могу отдать за 700 – последний остался…
-Заверни-ка мне его (протягивает деньги).
***
Из воспоминаний Сергея Ивановича Лебеденко, ветерана Великой Отечественной войны:
«Шла тяжелая война с Германией, сводки первые полтора года войны были тревожным, наши войска отступали. Мы горели желанием попасть на фронт… Вскоре, Получили новые самолеты Пе-2 в течение двух месяцев, научились летать, бомбить и стрелять и после этого полк был переброшен под Варшаву в состав 1-го Белорусского фронта. В ходе боев мы совершили по нескольку десятков боевых вылетов, в том числе на крепость немцев в городе Познани. Немецко-фашистские войска – проиграли. Мои друзья погибли. Я остался один, помимо этого, был дважды ранен, ампутировали правую ногу, за то сражение, меня наградили орденом "Красной Звезды"- внуки гордятся, а для меня это счастье».
 «Честный» обмен совершен. Покупатели, как вороны, «слетаются» на блестящее, пробуют «медальки на зубок»  и отдают обратно.  
Но вот уже 16:00 часа, рабочий день подошел к концу. Иван Валерьевич собирается домой, в небольшую каморку, неподалеку от рынка. В «бизнесе» он уже 2 года. Возраст позволяет работать 4 дня в неделю с перерывом на обед. Одинцов не жалуется, ведь получает 20 процентов с выручки, «тоже деньги», а тем более для «семидесятилетнего старика», как он сам себя называет. Живет он с другом, собакой. На вопрос: «уважает ли свою профессию» - отмахивается и, вздыхая, произносит «Это я от безысходности и одиночества».  Свою «точку» дедушка делит с молодым человеком, Андреем Гавря. Парень признается, что работа ему нравится: «Я общаюсь с людьми. Познакомился с классными «пацанами» – перекупщиками, они то и научили «держаться» за клиента и не отпускать без покупки. Да и таскать ничего не надо, а то на прошлой работе грыжу чуть не «заработал», когда фуры разгружали». На вопрос: «Не стыдно ли ему продавать «такой» товар», с гордостью отвечает: «Нет, я ж память продаю, цены низкие, да и торговаться научился. А прадедушке уже все – равно… я думаю, он бы мною гордился, ведь я совершаю благое дело – продаю его медали для того, чтобы память поколениям оставить, тем более деньги неплохие, на еду хватает…»
Ветеранам не нужно хвалебных речей, лишь бы память оставить о героике дней. Вот и оставили… Не знают те, кто вставал на защиту Отечества, каким спросом пользуется их победа, облитая кровью и непониманием.  Так и работают Иван Валерьевич  и Андрей вместе, объединенные общей целью «помочь Родине», прекрасно понимая, что память имеет не только цену, но и скидки. На вопрос ветеранам: «как вы относитесь к продаже наград», ответ был беззвучен: у обоих потекли слезы.
 Кретова Екатерина