воскресенье, 24 января 2016 г.

Кубань в годы мировой войны. 24.01.2016г. в 9 классах (количество - 70 учащихся) прошло классное мероприятие, посвященное изучению истории Кубани в годы Мировой войны. Зам. директора по ВР Кеда С.Б. рассказала, что  никогда прежде Кубань и Черноморье не знали такого напряжения материальных, физических, духовных сил и не несли столь ощутимых потерь, как в годы мировой войны. Несмотря на то, что Кубанская область и Черноморская губерния находились сравнительно далеко от театра военных действий, вся жизнь в крае оказалась подчиненной влиянию этого грозного события.
19 и 20 июля в Екатеринодаре, а затем и в других местах прошли манифестации в поддержку войны, организованные властями. Ее начало вызвало патриотический подъем среди самых разных слоев населения, многие считали ее справедливей и вынужденной для России. И только позже в массе  начнет нарастать отрицательное отношение к ней, вплоть до полного неприятия.  Мобилизация началась 19 июля 1914г. и продолжалась всю войну. К августу 1915г. на фронтах воевало 37 000 казаков, а к концу войны их число возросло до 107 000 человек, что составило 12% населения. Это была самая крупная мобилизация за всю историю. Призыву подлежало и неказачье население. Адыги-добровольцы служили в составе кавказской конной туземной дивизии. В 1914г. на Кавказском фронте у города Саракамыш бойцы 1 и 2 пластунских бригад не только удержали город, но и переломили ход боев в свою пользу. Начало войны кубанцы встретили с ликованием. Люди вышли на улицы Екатеринодара и кричали «ура!» Повсюду слышались звуки гармони и песен. В первые сражения шли, как на праздник. В одном из рапортов было написано, что сотня имела счастье атаковать вражескую конницу. Противнику, на предложение сложить оружие, кричали: «Казак-пластун не сдается живым!» Вручая сыну шашку, отец говорил: «Носи, сынок, с честью. Возвращайся с Георгием!» Примеров героизма было множество. Так уроженец ст. Бесскорбной Сидор Сыромятников, будучи раненым в голову, раскопал засыпанного от взрыва землей офицера. Он его откопал, взвалил на плечи и дотащил до своего рубежа. В боях под г. Ровно в Белоруссии отличился подхорунжий Савенко. Он стал первым на Кубани Георгиевским кавалером. А в авиации таковым оказался уроженец ст. Келермесской Вячеслав Матвеевич Ткачев. А вот другой случай. Нашу часть с 2-мя батареями окружил неприятель. Казак Михаил возглавил атаку и вывел товарищей к своим без особых потерь. За это он был награжден Георгиевским крестом. Со временем у него появились кресты 3-й и 4-й степени. А потом в 1915г. во время боя пуля раздробила ему ключицу. Тогда-то и обнаружилось, что Михаил не мужчина, а женщина – уроженка ст. Роговской Елена Чоба. В 1915г. война стала позиционной и из казачьих частей стали создавать партизанские отряды, которые участвовали в десантах на побережье Турции, вели разведку, прорывали фронт и прикрывали отступление. Казаки 1 Уманского полка даже совершили рейд на Багдад.
26 ноября 1914г. император Николай посетил Екатеринодар. С этого момента казачьи соединения стали отводить в глубокий тыл, а на передовой оставляли лишь пластунские батальоны. Они-то и приняли на себя основной удар неприятеля. Что до партизанских отрядов, то барон Врангель написал об одном из них, расположенном в Карпатах, что его участники больше пьянствовали и грабили, чем воевали. Если обычные части были плохо вооружены и голодали, то казачьи части не испытывали затруднений ни в чем. Их использовали для подавления стачек и разгона демонстраций. Тот же факт, что русская армия располагала самой большой конницей в мире(на 2/3 она состояла из казаков), что свидетельствовало о ее технической отсталости. Когда в 1916г. из-за дороговизны по Кубани прокатилась волна погромов лавок и магазинов, правительство перешло к субсидированию казачьего сословия. Семьям казаков стали давать беспроцентные и безвозмездные займы, пособия. Одновременно 3 500 пленных австрийцев стали работать в их хозяйствах. Принимались меры и для укрепления центральной власти. Она перешла в руки временного генерал-губернатора Кубанской области и Черноморской губернии М.П. Бабыча, который более всего был озабочен высылкой подозрительных лиц.
В апреле 1915 г. государь император Николай II находился в очередной поездке на фронт (уже седьмой с начала войны). 18 апреля, Севастополь, раннее утро. Повторный выход кораблей ЧФ для бомбардирования укреплений Босфора. В 10 часов царь посетил Адмиралтейский собор и затем прибыл к войскам с целью проведения смотра. За городом, на огромном  поле выстроились одиннадцать пластунских батальонов, сапёрные и воздухоплавательные части. Его Величество был в форме ККВ и в серой папахе. Он медленно обходил часть за частью, благодарил за доблестную службу Отечеству и желал успехов и победы. Наша гордость: 1).Андрей Корнеевич Прилипа участвовал в отражении атаки противника и был награжден за храбрость солдатским Георгиевским крестом. Он вспоминал такой случай: лежал с товарищем в окопе, кругом свистели пули. Он переменил позицию и в ту же секунду пуля ударяет в землю там, где он только что лежал.2). Павел Геннадьевич Шашурин вспоминал, что во время боев у Саракамыша турки творили такие зверства над местными жителями, что население толпами бежало в глубь Грузии. На его глазах старик по горной дороге нес на себе жену. Там наш земляк нашел друга, с которым переписывался всю жизнь.3).Севастьянов Спиридон во время первых боев в Польше попал в плен. Он попытался бежать, за что его подвесили вверх ногами на несколько часов. От истязания лопнули кровеносные сосуды глаз, окрасив их в багровый цвет. Но это не остановило Спиридона. Ему удалось перебраться в Австрию, где он работал на местную жительницу. Однажды к ним приехал местный силач и наш земляк его победил. В 1918г. война закончилась и Спиридон двинулся домой. В Майкопе он оставил документы у офицера на оформление, а когда пришел за ними, то уже никого не было. Начиналась другая война. Когда Спиридон перевалил пешком через гипсовую гору, то увидел две телеги, а на них мать, жену и детей. Как же все радовались!
Кавалерами Георгиевского ордена, который лично вручал генерал от инфантерии Н.Н. Юденич, стали более 100 рядовых солдат, казаков, младших и старших офицеров. Сам командующий Кавказской армией был удостоен полководческой награды – ордена Святого Георгия 2-й степени. В российской армии в годы Первой мировой войны это было последним награждением столь высоким орденом, носившим ещё название императорского военного ордена.
1 октября 1914 г. 2-я сотня Черноморского полка атаковала австрийские гаражи и уничтожила их. Среди многих пленных оказались и два офицера австрийского генерального штаба.
Рота поручика Дикирева ворвалась в центр расположения австрийцев у Лизо-Лабарга и взяла в плен командира пехотного полка, 66 офицеров и 150 нижних чинов. Это вынудило противника к сдаче на широком фронте, тем самым обеспечив блестящую победу русской армии.
24 ноября 1914 г. в бою у села Хухлива сотня кубанцев обратила в бегство около двух батальонов противника, захватила 4 орудия и большое количество пленных. Своими активными действиями кубанские казаки во многом способствовали успешному продвижению русских войск.
В бою под г. Ровно отличился подхорунжий Савенко. Он стал первым на Кубани Георгиевским кавалером.
 Кубанская казачка Матвеева стала первым Георгиевским кавалером среди женщин. Являясь сестрой милосердия 2-го Елизаветинского госпиталя, только за один бой вынесла около 30 раненых. За этот подвиг она была награждена медалью на Георгиевской ленте.
Солдатский знак отличия ордена Святого Георгия был учреждён в 1807 году и предназначался для награждения солдат, матросов и унтер-офицеров, которые «действительно выкажут свою отменную храбрость в борьбе с неприятелем». Для того чтобы стать кавалером солдатского Георгиевского креста, нужно было совершить боевой подвиг. Захватить неприятельское знамя, пленить вражеского офицера или генерала, первым ворваться во время штурма в крепость противника или на борт его корабля, а также спасти в бою знамя или жизнь своего командира. Не случайно Георгиевскими крестами, дававшимися исключительно за боевые подвиги и отличия «в поле сражения, при обороне крепостей и в битвах морских», гордились больше, чем любыми другими наградами. 
Уже в первые месяцы Первой мировой войны кубанцы явили целый ряд примеров героизма, удальства и смекалки. Только за август 1914 г. по всем кубанским частям к наградам было представлено  более 500 казаков. В основном они  были награждены Георгиевскими крестами.
Зам.директора по ВР Кеда С.Б.