суббота, 21 февраля 2015 г.

Сегодня, в канун семидесятилетия Великой Победы, как никогда остро ощущаешь ценность и хрупкость мира. Вокруг нас, совсем рядом, происходят страшные события, которые могут нарушить равновесие и привести к не поправимым последствиям. Неужели забыты уроки двух Мировых войн? Мир сошел с ума? Создается впечатление, что люди умышленно стараются переписать историю, чтобы вычеркнуть из памяти нынешней молодежи и грядущих поколений события и факты страшных времен. Чтобы забыли народы о своем прошлом. Но ведь, как известно, человек, да и народ, не знающий своего прошлого, не имеет и будущего.
Извращенно трактуются сейчас многими политиками исторические факты, чтобы не было возможности учиться на ошибках прошлого, а значит вновь и вновь совершать уже новые ошибки. Что может в такой ситуации сделать обычный школьный учитель, не историк, а, к примеру, математик? Мы говорим с ребятами о войне на классных часах, решаем задачи о пайке блокадного хлеба, о количестве произведенного во время войны оружия и боеприпасов, о времени  работы на оборонных предприятиях подростков не старше наших учеников. А что еще? Как достучаться до умов и сердец наших подопечных, чтобы понимали они ценность мира, невозможность допущения войны? Пожалуй, самый большой переворот в душах у ребят происходит во время встреч с ветеранами. Как хорошо, что есть среди нас еще живые свидетели тех страшных лет, есть возможность общаться с ними, узнавать из первых уст о тяготах войны.
В этом году мой 8 класс «Аврора» встречался с ветераном, кавалером «Ордена Отечественной войны», защитницей Сталинграда, Ивановой Антониной Николаевной. Эта замечательная скромная женщина без прекрас поведала ребятам о своем нелегком боевом пути зенитчицы-пулеметчицы. Она была призвана летом 1942 года и начала воевать под Сталинградом, а закончила войну в мае 1945 года в Германии, пройдя пол Европы. Слушали, затаив дыхание, мои ученики о тех огненных годах, о тридцатиградусном морозе, в который приходилось нести дежурство, о тяжелом обмундировании, о грязи, крови и жестокости, которых хватало с избытком на войне. Вряд ли кто сможет забыть рассказ Антонины Николаевны о том, как, в прямом смысле, горела волжская вода, как жили зимой в землянках (это при минус тридцать-тридцать пять градусов Цельсия), не могли оставить свой боевой пост без приказа командования. Отсюда обмороженные лица и пальцы на ногах. А приказ в то время один: «Ни шагу назад!». Но все пережили и выстояли, и победили. И поведала Антонина Николаевна моим ученикам как в числе немногих своих сослуживиц бегала она смотреть на пленных немцев (солдат сдавшейся в плен армии фельдмаршала Паулюса), и падали потом без сознания девчонки от сострадания к жалким замерзшим врагам, в который раз подтверждая силу русского великодушия. Расставались ребята с нашей гостьей неохотно, благодарили за рассказ и за подвиг, совершенный много лет назад.
Не только пригласить к себе в гости в гимназию ветерана, но и побывать у него дома, пообщаться, чем-то помочь, просто поздравить с праздником – вот так и формируется у подрастающего поколения патриотическое воспитание, бережное уважительное отношение к старшим, ветеранам. Такие встречи и беседы надолго оставляют след в детских душах. Глубже становится понимание детьми исторических событий, по-новому открывается взгляд на уже известные вещи. И появляется у меня, как у учителя и классного руководителя, уверенность, что мои ребята не забудут той войны, победу в которой завоевали их прадедушки и прабабушки, а, значит, не допустят страшных непоправимых ошибок, не дадут разразиться новой войне.
Есть еще одна мысль, не дающая мне покоя. Совсем недавно мы с гимназистами (большая группа, человек 50) ездили в воинскую часть поселка Молькино с шефским концертом, благотворительной акцией и с целью познакомиться с бытом и условиями службы нынешних солдат-срочников, узнать историю воинской части. Вова Мисакьян для концерта подготовил исполнение под гитару песню «День Победы», и, по нашей задумке, припев должен был подхватить весь зал. А в результате выяснилось, что из всех присутствующих гимназистов и солдат слова замечательной песни знали считанные единицы, да учителя и офицеры. Странно? Думаю, что нет. Ведь из нашей школьной программы исчез когда-то так любимый детьми урок пения. Да, есть уроки музыки со своей программой и требованиями. Но очень жаль, что все меньше и меньше ребята теперь поют хором. Давно известно, что во время хорового пения даже дыхание поющих становится единым, не говоря уже о единстве душ. А сколько замечательных патриотических песен уже не знают, да и вряд ли когда-то узнают, нынешние школьники. Помню, как замирало все внутри во время исполнения «Священной войны», как дрожали голоса, исполняя «В землянке» или «Синенький скромный платочек», как распрямлялись волей-неволей плечи во время песни «Шел солдат» и захватывало дыхание исполнение «Дня победы». Очень жаль, что многие эти эмоции доступны теперь не всем. Да, у нынешней молодежи свои песни, и не все они так уж плохи. Только хочется, чтобы память о событиях давно минувших дней и через песню тоже дошла до всех наших детей.
«Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война…» эти слова Юрия Воронова, поэта-блокадника, постоянно приходят мне на ум, и по-прежнему хочется сделать все возможное, чтобы мои ученики выросли настоящими патриотами, знающими историю своей Родины, понимающими ценность человеческой жизни и мирного неба над головой.

Учитель математики МБОУ гимназии № 92 Шурубова Лидия Павловна

1 комментарий:

  1. И все же здорово чт дети тк интересуюся событиями, произошедшими почти 70 лет назад.

    ОтветитьУдалить