Сегодня, в канун семидесятилетия Великой
Победы, как никогда остро ощущаешь ценность и хрупкость мира. Вокруг нас,
совсем рядом, происходят страшные события, которые могут нарушить равновесие и
привести к не поправимым последствиям. Неужели забыты уроки двух Мировых войн?
Мир сошел с ума? Создается впечатление, что люди умышленно стараются переписать
историю, чтобы вычеркнуть из памяти нынешней молодежи и грядущих поколений
события и факты страшных времен. Чтобы забыли народы о своем прошлом. Но ведь,
как известно, человек, да и народ, не знающий своего прошлого, не имеет и будущего.
Извращенно трактуются сейчас многими политиками исторические факты, чтобы не
было возможности учиться на ошибках прошлого, а значит вновь и вновь совершать
уже новые ошибки. Что может в такой ситуации сделать обычный школьный учитель,
не историк, а, к примеру, математик? Мы говорим с ребятами о войне на классных
часах, решаем задачи о пайке блокадного хлеба, о количестве произведенного во
время войны оружия и боеприпасов, о времени
работы на оборонных предприятиях подростков не старше наших учеников. А
что еще? Как достучаться до умов и сердец наших подопечных, чтобы понимали они
ценность мира, невозможность допущения войны? Пожалуй, самый большой переворот
в душах у ребят происходит во время встреч с ветеранами. Как хорошо, что есть
среди нас еще живые свидетели тех страшных лет, есть возможность общаться с
ними, узнавать из первых уст о тяготах войны.
В этом году мой 8 класс «Аврора»
встречался с ветераном, кавалером «Ордена Отечественной войны», защитницей
Сталинграда, Ивановой Антониной Николаевной. Эта замечательная скромная женщина
без прекрас поведала ребятам о своем нелегком боевом пути
зенитчицы-пулеметчицы. Она была призвана летом 1942 года и начала воевать под
Сталинградом, а закончила войну в мае 1945 года в Германии, пройдя пол Европы.
Слушали, затаив дыхание, мои ученики о тех огненных годах, о тридцатиградусном
морозе, в который приходилось нести дежурство, о тяжелом обмундировании, о
грязи, крови и жестокости, которых хватало с избытком на войне. Вряд ли кто
сможет забыть рассказ Антонины Николаевны о том, как, в прямом смысле, горела
волжская вода, как жили зимой в землянках (это при минус тридцать-тридцать пять
градусов Цельсия), не могли оставить свой боевой пост без приказа командования.
Отсюда обмороженные лица и пальцы на ногах. А приказ в то время один: «Ни шагу
назад!». Но все пережили и выстояли, и победили. И поведала Антонина Николаевна
моим ученикам как в числе немногих своих сослуживиц бегала она смотреть на
пленных немцев (солдат сдавшейся в плен армии фельдмаршала Паулюса), и падали
потом без сознания девчонки от сострадания к жалким замерзшим врагам, в который
раз подтверждая силу русского великодушия. Расставались ребята с нашей гостьей
неохотно, благодарили за рассказ и за подвиг, совершенный много лет назад.
Не только пригласить к себе в гости в
гимназию ветерана, но и побывать у него дома, пообщаться, чем-то помочь, просто
поздравить с праздником – вот так и формируется у подрастающего поколения
патриотическое воспитание, бережное уважительное отношение к старшим, ветеранам.
Такие встречи и беседы надолго оставляют след в детских душах. Глубже
становится понимание детьми исторических событий, по-новому открывается взгляд
на уже известные вещи. И появляется у меня, как у учителя и классного
руководителя, уверенность, что мои ребята не забудут той войны, победу в
которой завоевали их прадедушки и прабабушки, а, значит, не допустят страшных
непоправимых ошибок, не дадут разразиться новой войне.
Есть еще одна мысль, не дающая мне
покоя. Совсем недавно мы с гимназистами (большая группа, человек 50) ездили в
воинскую часть поселка Молькино с шефским концертом, благотворительной акцией и
с целью познакомиться с бытом и условиями службы нынешних солдат-срочников,
узнать историю воинской части. Вова Мисакьян для концерта подготовил исполнение
под гитару песню «День Победы», и, по нашей задумке, припев должен был
подхватить весь зал. А в результате выяснилось, что из всех присутствующих
гимназистов и солдат слова замечательной песни знали считанные единицы, да
учителя и офицеры. Странно? Думаю, что нет. Ведь из нашей школьной программы
исчез когда-то так любимый детьми урок пения. Да, есть уроки музыки со своей
программой и требованиями. Но очень жаль, что все меньше и меньше ребята теперь
поют хором. Давно известно, что во время хорового пения даже дыхание поющих
становится единым, не говоря уже о единстве душ. А сколько замечательных
патриотических песен уже не знают, да и вряд ли когда-то узнают, нынешние
школьники. Помню, как замирало все внутри во время исполнения «Священной войны»,
как дрожали голоса, исполняя «В землянке» или «Синенький скромный платочек»,
как распрямлялись волей-неволей плечи во время песни «Шел солдат» и захватывало
дыхание исполнение «Дня победы». Очень жаль, что многие эти эмоции доступны
теперь не всем. Да, у нынешней молодежи свои песни, и не все они так уж плохи.
Только хочется, чтобы память о событиях давно минувших дней и через песню тоже
дошла до всех наших детей.
«Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не
забылась та война…» эти слова Юрия Воронова, поэта-блокадника, постоянно
приходят мне на ум, и по-прежнему хочется сделать все возможное, чтобы мои
ученики выросли настоящими патриотами, знающими историю своей Родины,
понимающими ценность человеческой жизни и мирного неба над головой.
Учитель
математики МБОУ гимназии № 92 Шурубова Лидия Павловна
И все же здорово чт дети тк интересуюся событиями, произошедшими почти 70 лет назад.
ОтветитьУдалить