Системная работа по патриотическому воспитанию.
Патриотизм -
одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни
общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности,
характеризует высший уровень ее развития
и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему
Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами,
притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости,
составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую
позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до
самопожертвования, служении Родине. Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование
патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное
значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания
школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не
ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие
социальные институты общество
На современном этапе
требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл
нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении
сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них
самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности
России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей
убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть
коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у школьников, как
отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок
героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реализации. Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день
заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания,
новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.
К
принципам патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности мы относим направленность воспитания на:
-
укрепление единства и целостности Российской Федерации;
-
учет в воспитании особенностей различных возрастных категорий
-
сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
-
формирование у каждого нового поколения национального самосознания, готовности
защитить Родину.
Патриотическое
воспитание должно вестись систематически, комплексно на всех
уроках и внеклассных занятиях, через интеграцию предметов.
Взаимодействие
школы с социальными партнёрами (внешкольный
модуль) оказывает большое значение в осуществлении патриотического
воспитания, реализации принципов систематичности, непрерывности,
личностно-ориентированного подхода и удовлетворения индивидуальных запросов,
интересов, склонностей.
Результаты
ВПР:
-
повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и
активной жизненной позиции;
-
повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному
краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
-
обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого
ученика, повышения его общественного и личного статуса;
Методы
исследования:
-изучение
педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение
за деятельностью школьников, беседы, анкетирование.
Данная
работа проводится в рамках Программы патриотического воспитания школьников МБОУ
гимназии № 92, которая в свою очередь базируется на нормативных документах: